вторник, 13 августа 2013 г.

Смерть тиранам. Жан-Батист Бернадотт.

В 1844 году скончался король Швеции Карл XIV Юхан. Народ любил и искренне оплакивал монарха, который будучи иностранцем полюбил новую Родину и всегда отстаивал ее интересы. Когда слуги сняли рубаху с покойного государя, чтобы начать бальзамирование тела, то увидели татуировку: "Смерть королям!" Бурное революционное прошлое было у этого удивительного человека. О его судьбе мне бы хотелось немного поразмышлять.
Родился Жан-Батист Бернадотт в 1763 году в Гаскони (Франции) и был пятым ребенком в семье адвоката. О наследстве последний ребенок по законам Франции мог и не мечтать, поэтому отличный фехтовальщик Жан-Батист поступил в солдаты. Беарнский полк, в котором он служил, был предназначен для службы на заморских территориях и бравый солдат начал службу на Корсике в родном городе Наполеона. И хоть вояка из Бернадотта был хоть куда, сержантские лычки он получил только через 4 года, а о большем нечего было и мечтать, ведь офицерские звания могли получить только дворяне! Но тут новоявленному сержанту повезло. После Великой французкой революции в 1789 году добиться головокружительных высот мог любой человек не взирая на происхождение. Свой первый офицерский чин Бернадотт получил в феврале 1790 года и карьера военного понеслась вверх, достаточно отметить, что через 4 года он уже был бригадным генералом. В 1797 году судьба сводит генерала с Наполеоном, Бернадотт поддержал армию Бонапарта в Италии. Через год Жан-Батист породнился с Наполеоном, женившись на Дезире Клари (ее сестра была замужем за братом Наполеона - Жозефом). Кстати, стоит отметить, что Дезире была невестой Наполеона, но будущий император предпочел добропорядочной девушке из буржуазной семьи, вдову генерала Богарне - Жозефину, с несколько подмоченной репутацией. Но ведь, как интересно, если на роду написано носить корону, значит будешь ее носить! Дезире не стала императрицей Франции, зато надела венец шведской королевы. Да и судьба у нее была более счастливой, чем у жен Бонапарта.
Но вернемся к Бернадотту, он приобрел славу одного из самых выдающихся генералов Французской республики, и в июле 1799 года был назначен военным министром. Новый министр реорганизует армию, оказавшуюся в плачевном состоянии, но Директория (орган исполнительной власти Франции с 1795 года) отстраняет его от должности. Однако он отказывается участвовать в перевороте 18 Брюмера (переворот сместивший Директорию), позже имя Жана Бернадота неоднократно упоминалось полицией в связи с республиканскими заговорами, но как родственник Бонапарта он всегда пользовался доверием Наполеона. Возможно у Жана-Батиста присутствовала ревность к успехам более удачливого полководца и ему не нравилось быть на вторых ролях. Современники говорили:"... он сам метил в "наполеоны", а Наполеона не прочь был бы сделать своим "бернадоттом".."
 В 1804 году, когда Наполеон провозгласил себя императором, Бернадотт проявил лояльность и в числе первых восемнадцати стал  маршалом Франции. Злые языки говорили, что должности посыпавшиеся на Жана-Батиста были дарованы Наполеоном благодаря его симпатии к бывшей невесте. Так ли это было, кто знает, но двумя годами позже ему был дарован титул принца Понте-Корво и это не смотря на то, что он довольно скромно проявил себя в сражении при Аустерлице (декабрь 1805 года).
В 1806 во время сражения при Йене и Ауэрштедте корпус маршала Бернадота находился на стыке между корпусом Даву в Ауэрштедте и главными силами французской армии в Йене. Преследуя отступающие прусские войска, маршал разбил их при Галле и принудил армию Блюхера к капитуляции 7 ноября 1806 года. Тогда же к нему в плен  попало около  тысячи шведов. Маршал повел себя по отношению к пленникам очень любезно, чем завоевал их симпатию. Так, что дорогие друзья, делайте добрые дела, ведь никогда не знаешь чем это может обернуться лично для вас. Но об этом немного позже. А пока маршал воюет под командованием Наполеона. В июле 1807 года он был назначен командующим оккупационной французской армией и наместником в Северной Германии и Дании. С 14 июля 1807 года Жан Бернадот исполнял обязанности губернатора Ганзейских городов (союз немецких городов созданный для отражения набегов противника). Маршал  быстро снискал симпатии местного населения, но уже тогда у него начали складываться с Наполеоном натянутые отношения, причиной охлаждения стала независимая политика проводимая Бернадоттом и это послужило причиной отстранения его от командования крупными военными частями.
Помня о хорошем к себе отношении Бернадотта шведы рекомендуют бездетному королю Карлу XIII выбрать его своим преемником при условии, что Жан- Батист примет лютеранство. Наполеон этому не противится ведь французский маршал на троне Швеции  это одна из наиболее красивых партий, сыгранных с Англией. 20 октября Бернадот принял лютеранство, 31 октября он был представлен собранию государственных чинов в Стокгольме, а 5 ноября усыновлён королём. С этого времени бывший маршал Франции стал регентом, а фактически  правителем - Швеции. Хотя северная держава поначалу произвела гнетущее впечатление на южанина Бернадотта, постепенно он полюбил ее всем сердцем и впоследствии его политика была подчинена  интересам новой родины. Если будущий шведский король и уступает вначале приказам Наполеона, объявив войну Англии, то в 1812 году он подписывает союзный договор с царем Александром I, а в 1813 году Швеция входит в коалицию против Франции. В 1813 - 1814 годах он во главе шведских войск сражался против своих соотечественников на стороне  антинаполеоновской коалиции.
В 1818 году Жан - Батист Бернадотт стал королем Швеции и Норвегии под именем Карл XIV Юхан, тем самым дав начало новой династии правящей и по сей день в Швеции.
А, что же Наполеон. Удивительно, но этот великий человек не был в обиде на своего бывшего маршала! Вот, что он писал находясь в ссылке на острове святой Елены:"Я отнюдь не повлиял на возвышение Бернадотта в Швеции, а ведь я мог тому воспротивиться; Россия, помню, поначалу весьма была недовольна, ибо воображала, что это входит в мои планы".
 
"Бернадотт... проявил себя неблагодарным по отношению к тому, кто способствовал его повышению; но я не могу сказать, чтобы он мне изменил. Он стал, так сказать, шведским; и он никогда не обещал того, что не собирался сдержать. Я могу его обвинить в неблагодарности, но не в измене".
Мне кажется, великий Наполеон довольно снисходителен к бывшему подчиненному, который на волне революции смог взобраться на иностранный трон.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий